Саратовская область - герб
ПРЕТЕНДЕНТ.RU - победа в участии!

КАСАТЕЛЬНО

СЕГОДНЯ 19 April 2024 года, Friday 20:14

13:19 06.04.12
09:00 10.11.11
22:00 09.11.11
21:53 03.11.11
21:45 03.11.11
08:35 02.11.11
08:20 02.11.11
08:00 02.11.11
11:22 05.10.11
14:10 22.05.08
12:39 13.05.08
08:58 03.04.08
16:26 18.03.08
09:01 15.03.08
15:53 14.03.08
15:01 06.03.08
14:33 06.03.08

все новости

Претенденты
Главная
Новости
Проекты
Онлайн-конференции
КАСАТЕЛЬНО
Комментарии
Форум
Специалисты и организации
Полезное
Информация избиркома
Выборы
Энгельс - 2005
официально
Саратов - 2006
официально | сми
Областная Дума - 2007
официально | сми
Государственная Дума - 2007
официально
Президент РФ - 2008
официально
Государственная Дума - 2011
Президент РФ - 2012
АВТОРИЗАЦИЯ

Имя:
Пароль:

Претенденту
Межрегиональное развитие
О проекте | Карта сайта | Контакты


НОВОСТИ ПРОЕКТА

все новости

Приоритетные национальные проекты
17:47 30.05.08 Игорь Кондратьев   
90-е годы: рождение самарской элиты. Часть 2 - Разрушение авторитетов
  Август 1991 г. перевернул все в России с ног на голову. Завлабы из закрытых институтов, работавших под прикрытием службы внешней разведки КГБ, стали официально считаться демократами и реформаторами, ну а опытные хозяйственники, никогда не отличавшие социализма от коммунизма, попали в «черный список».

Подобные «загогулины» Ельцина были еще в новинку, и наивные самарские демократы вроде инженера Олега Тихонова при личной встрече с Президентом зимой 1992 г. спрашивали у него: «Почему же вы нас обложили старой номенклатурой?».

Эти люди даже в страшных снах не могли себе представить, что через три года человек? за которого они были готовы умереть во время его визита в Самару в июне 1991 г., пошлет молодых самарских новобранцев из 81 полка на штурм Грозного.

Но благими намерениями устлана дорога в ад, а в 1992-93 гг. разочарованные «близорукостью» Ельцина самарские демократы и журналисты начали «разоблачать» губернатора, что, собственно, и стало началом политической борьбы в Самаре. Когда все воевали со всеми, а под шум пропагандистского противостояния шел раздел собственности.

Критика Константина Титова велась с двух направлений. Первый «фронт» был представлен в Самаре местными демократами и публикациями в 1992/93 гг. в еженедельнике «Вольнодумец». Основной акцент здесь делался на «проклятое коммунистическое наследство», доставшееся Титову в виде аппарата исполнительной власти - таких людей как его заместители: Алексей Родионов, Юрий Логойдо, Александр Латкин и др.

При таком кадровом раскладе, естественно, что борцы за демократию оставались вне власти. Назначение Титовым представителя демократов Марка Фейгина 26 ноября 1993 г. в комиссию по нормотворчеству при главе администрации области было не в счет – основную массу демократов не трудоустраивали.

Кроме того, они, сохранившие в 1992/93 гг. лояльность по отношению к Ельцину, поначалу не могли даже открыто дистанцироваться от его людей в российских регионах.

Положение демократов Самары было просто неприличным. Им приходилось сражаться за интересы московских реформаторов, не имея за это практически ничего и принимая на себя весь удар критики со стороны обнищавшего населения.

При этом у демократов Самары на уровне области никогда не было ни особо популярных лидеров, ни поддержки со стороны серьезных финансовых структур. Так, от Демократической партии, в то время отошел Александр Шустов - один из первых удачливых в бизнесе антикоммунистов.

Даже градоначальник Самары Олег Сысуев, вместе с компанией Тархова противостоящий Титову, воздерживался от прямой поддержки антикоммунистических сил, предпочитая «подковерные» методы борьбы. Так, еще в сентябре 1991 г. он, как председатель Красноглинского райсовета, сделал публичное заявление о поддержке кандидатуры Александра Иванова на пост председателя горсовета. В «аппаратной войне» с Титовым Сысуев играл по аппаратным правилам со штучным использованием тех, кто считал себя демократами.

Например, некоторое время городской «приватизацией» заведовал демократ Юрий Китаев, словно бы специально назначенный мэром в противовес и.о. председателя Фонда имущества Игорю Василюку, поставленному на этот пост Александром Ивановым без согласия горсовета. Да и сменивший Китаева Александр Сидоренко был членом Демократической партии России. Можно сказать, единственным "демократом" в исполнительной власти города.

«Информационная война» с Титовым еженедельником «Все&Всё» с тиражом свыше 100 тыс. экз. велась с другого направления. «Гражданина временно работающего самарским губернатором» били за другие, более конкретные дела.

Фигура из одного ряда с «Ельциным, Гайдаром и тараканами» именовалась «человеком опасным - он якобы получил в УВД «Макаров» с полным боекомплектом».
И тут, «темный» губернатор был прямой противоположностью «белому» Тархову, который «переселяясь из Белого Дома» в Новокуйбышевск, свой пистолет вернул органам и командует нефтеперерабатывающим заводом совсем безоружным».

Губернатор разделывался по всем правилам информационной войны:
- его aдвокат Тарасенко угрожал журналистам,
- ему самому пора прекратить сутяжничать,
- он отдыхает на каких-то заокеанских островах,
- через какую-то преставившуюся бабушку, как говорили, он «задвинул» кредит на 200 млн. руб. (1993 г.) коммерческой фирме «Эва» (на самом деле, распоряжения о выделении и пролонгировании кредитов компании «Эва» выходили за подписью одного из замов Титова – И.К.).

«Шедевром» антигубернаторских публикаций в 1993 г. в еженедельнике можно назвать опус «Константин Титов в воспоминаниях современников. Книга века», носивший явно издевательский характер.
«Константин Титов очень любил скромность. Бывало, принесут ему готовящуюся к публикации статью под названием «великий, могучий, правдивый и свободный Константин Титов». А он подумает-подумает, возьмет, да и слово «свободный» вычеркнет. - да, ну, - скажет. Нескромно как-то». Для «Все&Всё» Титов был фигурой, соразмерной Саддаму Хусейну для семьи президента Буша. Сосредоточием империи зла. Более того, для еженедельника само отношение других людей к губернатору становилось главным принципиальным пунктом. «Почему-то Добрусин не торопится встать по отношению к Титову в оппозицию», - вопрошали «Все&Всё».

Единственным «светлым» пятном на фоне «беспредельного» губернатора был Виктор Александрович Тархов.
Именно он мешал «заинтересованным группировкам наложить руку на экспорт нефти». «Кроме того, его политический авторитет делал Тархова фаворитом на предстоящих выборах».
Между тем, поддержка нефтяника, публично обозначившего свои симпатии группе Белоусов-Сысуев в июне 1997 г., не мешала еженедельнику критиковать в 1993 году и городскую власть.

Главных объекта здесь два - Сысуев и председатель городского Комитета по управлению имуществом Сидоренко.
Первый, «в отличие от Титова - человек утонченный», вводил прессу в заблуждение относительно того, что сотрудники горадминистрации не брали в бюджете беспроцентные долгосрочные ссуды или «отваливал» на приезд в Самару писателя Василия Аксенова 2350 тыс. рублей.

По Сидоренко список «грехов» был более обширным.
Например, еще в 1993 году, как писали потом «Будни», из кругов, близких к председателю контрольного комитета горсовета Александру Бахмурову, «Все&Всё», получала всю информацию о мэрии. Например, о том, как Комитет по управлению имуществом города во главе с Сидоренко проводил в Струкачах субботник.... В четверг, ровно в два часа дня. Или о том, как мэрия послала Сысуева в Штаты. «По линии "Корпуса Мира" бороться за мир во всем мире. Ну и за что там еще хорошее. Ну, а Сысуев, конечно, поборолся и вернулся. Решил дальше заботиться о самарцах. И с целью этой заботы выделил деньги на оплату автотранспорта, на котором стали ездить по Самаре представители этого самого "Корпуса Мира". По чьей линии Сысуев и боролся».

Любопытной была информация и том, как сотрудники городского комитета имущества Сидоренко давали сами себе серьезные по тем временам беспроцентные долгосрочные ссуды.
В отличие от «Все&Всё» областная администрация в 1993 г. копала под противников из городской власти более основательно. Так, как писала «Волжская Заря» (контролируемая руководством горсовета) только проверка расходования средств городским центром занятости Самары выяснила, что 17 предприятиям были выданы неслабые кредиты без необходимых проверок, гарантий возврата денег и отчетов, как они потрачены. Между тем, условия оплаты за эти кредиты заслуживают особого разговора. ТОО «Самара-коммерс» получила 12 млн. под 60 процентов годовых (ставка Центробанка в тот момент - 140 процентов), ТОО «Рассвет» - 30 млн. тоже под 60 процентов (ставка Центробанка - 170 процентов), СК «Единство» - 30 млн. под 50 процентов (ставка Центробанка - 155 процентов).

В начале 90-х годов слово «реформа было так же популярно среди самарских демократов, как слово «спутник» в начале эры космонавтики. А раз так, то эту самую реформу надо было всячески поддерживать. Первый Самарский комитет российских реформ был образован в городе в начале 1992 г. Тогда в него вошли 5 небольших политических группочек, и в принципе пользы от него было немного - уже через полгода объединение любителей Егора Гайдара переживало кризис и критиковало своего председателя Михаила Кожухова. Также были они настроены и к губернаторскому Движению демократических реформ - в июле 1992 г. из него вышла Республиканская партия (бывшая Демплатформа КПСС), а в феврале 1992 г. конференция «Демократической России» вообще выразила недоверие Титову и его окружению.

Конечно, при этом сам губернатор от подобных союзников отбивался, как мог, заявляя печати, что «сегодня больше критиканства, чем критики», но ему, в любом случае, нужна была и какая-то сила, способная поддержать его. Нельзя же было опираться только на Самарский торговый Дом, Льва Хасиса и журналистов официальных масс-медиа.

Второе «Объединение поддержки реформ» («ОПР») было создано в Самаре незадолго до выборов 12 декабря 1993 г. В его работе приняли участие крупнейшие бизнес-структуры области - АО «Строммашина», «Самарская кабельная компания». Подтянулись к «ОПР» и деньги - Самарский Губернский банк, «Адамас-банк», Волго-Камский банк.

Главной целью «новых реформаторов» была поддержка на выборах в Совет Федерации Титова и его адвоката Василия Тарасенко, а в Государственную Думу - Галины Гусаровой. «Финансовым гением» «новых реформаторов» в тот период выступал Герман Шатский, возглавлявший компанию «ПРОК» (создана в 1990 г.) и холдинг «Купец» (создан в 1991 т.). Офис этого, по выражению журналистки Нины Алпатовой, «предпринимателя «со странностями», в то время располагался в Белом доме. На одних этажах с администрацией области.

Сам Шатский тоже был кандидатом в Совет Федерации. Тогда в 1993 г. Шатскому не повезло - ему пришлось снимать свою кандидатуру в пользу придуманного Виталием Добрусиным рекламного слогана «2 Т» (Титов - Тарасенко). Хотя, поступаться принципами пришлось не только Шатскому. Так, несмотря на то, что самарский гайдаровец Марк Фейгин считал, что «чем реже будут выходить на работу сотрудники ... администрации, тем лучше... будут идти реформы в области», центральные руководители партии, в том числе Егор Гайдар и Сергей Ковалев, призывали самарцев поддержать по федеральному списку «Выбора России» Константина Титова.

Напрасно шумели в СМИ местные демократы, что кандидаты «Выбора России» по территориальным округам - это Георгий Кутузов, Марк Фейгин и Андрей Еремин. Напрасно почти целый год «Все&Всё» пыталась повалить имидж Титова. Вопреки местным гайдаровцам и «желтой прессе» победили все-таки Титов и Тарасенко, ставшие сенаторами в Совете Федерации. Титов, как представитель региональной элиты, был нужен в Москве. Потом, правда, всплыл скандал, что Тарасенко, якобы, остался должен телевидению за политическую рекламу, но дело было сделано - победила «партия власти».

Хотя другое ее крыло на выборах 1993 года делало ставку именно на критику правящего режима и проводимых им реформ. Так, непримиримыми антагонистами курсу Президента в ту пору выглядели члены руководства «травкинской» Демпартии России Алексей Леушкин и Сергей Юрин. Больше критики - больше шансов на успех. Не у всех же как у Марка Фейгина были варианты в случае неудачи на выборах в территориальном округе пройти по партийным спискам. Тот же, проиграв в Сызранском округе №153 местному нефтяному трейдеру, владельцу фирмы «Поиск» Евгению Гусарову, вписался в Госдуму как депутат от движения «Выбор России».

Информационная неудача Александра Князева с Титовым в 1993 г. не была для общества такой очевидной - он ушел из еженедельника «Все&Всё» еще до выборов 12 декабря. Ему стало тесно в рамках первого частного издания в области, и вообще пришла пора двигаться дальше, пока продолжался активный передел собственности и поднялся спрос на экстремальную журналистику. Правда, свой развод с издателем «Все&Всё» Владиславом Маршанским Князев обставил шумно - втайне от него поставив на белках уже отправленного в типографию номера информацию о закрытии газеты, но здесь был нужен громкий пиар.

На освещение разрыва Маршанского - Князева были приглашены журналисты различных изданий и телеканалов (среди них бывший сотрудник пресс-службы горсовета Владимир Исламов). Отметился на скандале и еженедельник «Время Х», учредителей которого связывали с тогдашним руководством УВД Самарской области.

Уход Александра Князева к Виктору Тархову так бы и остался одним эпизодом в последующей цепи громких внутригазетных разборок, если бы не одно обстоятельство. Он знаменовал собой не просто начало нового процесса – слияния СМИ с крупным бизнесом, но и превращение информационных войн в бизнес самих медиа.

В те же годы получил предметный урок и сотрудничавший по идейным соображениям с местными демократами еженедельник «Вольнодумец». Как оказалось, большинству его читателей, в условиях резкого падения уровня жизни, были не интересны откровенный антикоммунизм и политические дрязги сил, поддерживающих Ельцина. Эта внутрипартийная склока смотрелась со стороны как «пир во время чумы». И вызывала у обывателей реакцию такую: «чума на оба ваших дома».

Уже в течение 1992 года тираж «Вольнодумца» упал со 139 тыс. экз. до 19 тысяч, в 1993 году падение продолжилось. Не помогла и дорогостоящая промо-акция редактора Александра Соколова, выпустившего под выборы в Госдуму 180-тысячный тираж спецвыпуска «Вольнодумца», посвященного экономисту Николаю Чуканову. (Впоследствии Чуканов возглавит Фонд «Фундаментальных исследований в общественных науках» (ФИОН), а Александр Соколов после ухода из газеты станет автором книг по дохристианской России.)

Игорь Кондратьев

Часть 1       Часть 3       Часть 4        Часть 6         

По источнику  www.samru.ru

« Пред.   След. »

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

© ФОНД "ИДЕОЛОГИЯ"
НП "ПРЕТЕНДЕНТ.РУ"

ПРЕТЕНДЕНТ.RU
СОЗИДАНИЕ ЭЛИТЫ - СОЗИДАНИЕ СТРАНЫ
ПОБЕДА В УЧАСТИИ!