Саратовская область - герб
ПРЕТЕНДЕНТ.RU - победа в участии!

КАСАТЕЛЬНО

СЕГОДНЯ 25 April 2024 года, Thursday 14:24

13:19 06.04.12
09:00 10.11.11
22:00 09.11.11
21:53 03.11.11
21:45 03.11.11
08:35 02.11.11
08:20 02.11.11
08:00 02.11.11
11:22 05.10.11
14:10 22.05.08
12:39 13.05.08
08:58 03.04.08
16:26 18.03.08
09:01 15.03.08
15:53 14.03.08
15:01 06.03.08
14:33 06.03.08

все новости

Претенденты
Резюме
Мировоззрение
ПРАКТИКА
- Биография
- Интервью
- Публикации и СМИ
- Фотогалерея
- Новости
- Онлайн-приёмная
Программа
Проекты
Контакты
Главная
Новости
Проекты
Онлайн-конференции
КАСАТЕЛЬНО
Комментарии
Форум
Специалисты и организации
Полезное
Информация избиркома
Выборы
Энгельс - 2005
официально
Саратов - 2006
официально | сми
Областная Дума - 2007
официально | сми
Государственная Дума - 2007
официально
Президент РФ - 2008
официально
Государственная Дума - 2011
Президент РФ - 2012
АВТОРИЗАЦИЯ

Имя:
Пароль:

Претенденту
Межрегиональное развитие
О проекте | Карта сайта | Контакты


НОВОСТИ ПРОЕКТА

все новости

Приоритетные национальные проекты

Гельвановский Михаил Иванович

Новости
13:20 08.08.06

Отчет генерального директора «Национального института развития отделения общественных наук РАН»

ran3_sm.jpgОтчет генерального директора «Национального института развития отделения общественных наук РАН» доктора экономических наук, академика РАЕН ГЕЛЬВАНОВСКОГО М.И. о работе за 1996 – 2006 гг. на Собрании учредителей Института 27 июня 2006г.

Национальный институт развития (сокращено НИР) был создан в форме автономной некоммерческой организации в июне 1996 года. Сегодня мы отмечаем юбилей Института и подводим итоги его 10-летней работы.

Учредителями НИР являются ряд ведущих научных центров России. В их число входят:

  • Центральный экономико-математический институт РАН,
  • Институт экономики РАН,
  • Институт народно-хозяйственного прогнозирования РАН,
  • Институт экономики и комплексных проблем связи.


 

Целью создания Института явилась необходимость усиления комплексности и координации исследований социально-экономической проблематики современной России. В этой связи одной из главных задач Института является исследование комплекса проблем, связанных с формированием национально-государственной и социально- экономической стратегии России, что стало особенно актуальным в период системных преобразований, проводимых в стране.

В уставе Института есть специальная запись по поводу такого профиля организации.

В настоящее время (на 1 января 2006 г.) в Институте работает 20 сотрудников, в том числе: 6 докторов и 7 кандидатов наук.

Научный Совет Института состоит из 29 человек, в том числе в нем 3 академика РАН, 1 - член-корреспондент РАН, 12 докторов и 2 кандидатов наук.

Основной организационной формой работы, положительно зарекомендовавшей себя на практике, является создание под эгидой Института и его основных партнеров временных научных коллективов.

В них по соответствующим рекомендациям привлекаются ведущие ученые и специалисты-практики из других научно-исследовательских центров, а также из заинтересованных ведомств, государственных, общественных и частных организаций.

За десять лет работы Институт зарекомендовал себя как дееспособная научная организация, выполняющая исследования преимущественно междисциплинарного характера. Свидетельством этого является получение сертификата о государственной аккредитации, которое Институту подтверждалось трижды - в 1998, 2001 и в 2004 гг. - и сегодня наша организация является аккредитованной как научная до 2007 года. Кроме того, с мая 1998 г. научно-методологическое руководство Институтом осуществляет Отделение экономики РАН, а с июня 2002 г. оно также было подтверждено Отделением Общественных наук.

Но это, хотя и важная, но формальная сторона дела, важнее содержательная сторона работы Института в течение этого периода времени.

За прошедший период сформировались следующие основные профильные проблемные темы Института:

  1. Национально-государственная стратегия конкурентоспособности России,
  2. Национальная безопасность России,
  3. Политика цен и ценообразования в России,
  4. Развитие государственной статистики России,
  5. Национальное предпринимательство его традиционные формы и развитие как фактор повышения эффективности российской хозяйственной системы,
  6. Экологические проблемы развития национальной экономики России


 

Остановлюсь подробнее на каждом направлении отдельно

1. Самым трудным в нашей работе было выполнить наказ учредителей - трех академиков РАН - В.Л. Макарова, Д.С.Львова и Л.И. Абалкина, который они поставили перед руководством Института - найти для России объединяющую идею развития. Над этой задачей мы работали несколько лет. Хотя первая статья с самой идеей появилась в 1998 г. а журнале «Проблемы развития». Статья называлась «О национально-государственной стратегии конкурентоспособности». Мы ее написали с Андреем Евгеньевичем Городецким (он тогда работал заместителем директора НИР).

Но до того времени, когда эта идея воплотилась в интегрирующую идею, по существу позицию Института прошло еще три года.

Существенный импульс этому в 2000-2001 г придал М.Е.Фрадков, бывший тогда заместителем Секретаря Совета Безопасности России. По его просьбе НИР подготовил ряд работ, которые легли в основу принятия важных для страны решений.

Сегодня, оглядываясь назад, можно сказать, что именно в 2001 г. и была сформулирована главная идея - повышение конкурентоспособности экономики России как интегрирующая общенациональная задача, с которой НИР вот уже более 5 лет выступает на всех научных форумах, конференциях, «круглых столах» и семинарах.

После этого Институт по заказу Совбеза РФ совместно с другими научными центрами выполнил ряд научных исследовательских работ по стратегии Экономической безопасности России и по проблемам глобализации.

Результатом этих действий явилась подготовка проекта Государственной стратегии экономической безопасности России. Этот документ прошел экспертизу 28 министерств и ведомств, но ему так и не суждено было быть принятым к исполнению по субъективным причинам.

Тем не менее, проделанная работа не пропала даром. Часть материалов была опубликована в научных изданиях.

Институт экономики, Центр финансово-банковских исследований под общей редакцией В.К. Сенчагова выпустил объемистый труд - учебник в 900 стр. «Экономическая безопасность России. Общий курс» (2005 г.), где есть и существенные разделы НИРа. Нужно отметить, что ранее, в 1998 г., работая в Совете Безопасности РФ, С.Ю. Глазьев выпустил под грифом НИР очень важную с методологической точки зрения брошюру «За критической чертой».

В целом сотрудниками НИР по этой теме написано множество публикаций в периодической печати. Среди них работы д.э.н. К.Л.Рожкова, к.ф.н. Н.И. Скрябиной, к. э.н. А.С.Эпштейна, к.т.н. А.А. Монина, к. э.н. В.Л.Малышева и других.

Сегодня вновь поднимается вопрос о необходимости разработки подобного документа, но уже в рамках новой версии Доктрины национальной безопасности России, так что заделы, сделанные в эти годы, окажутся крайне полезными.

Сегодня в Институте сформировалась твердая позиция относительно объединяющей, интегрирующей идеи. Если бы ее удалось грамотно воплотить в жизнь, она могла бы дать удивительные результаты. Наша позиция состоит в том, что выдвижение решения проблемы повышения конкурентоспособности национальной экономики России в качестве общенациональной задачи имеет принципиальное политическое, экономическое и социальное значение. Ее реализация могла бы консолидировать российское общество. И не только российское. Наши действующие и потенциальные партнеры изменили бы к нам свое отношение. Да и наши конкуренты стали бы относиться к нам с большим уважением, чем это имеет место сегодня.

Эту идею мы донесли и руководству РАН, и руководству Совбеза РФ (этому был посвящен «круглый стол», проведенный в прошлом году в здании Президиума РАН специально на эту тему). Эта идея была озвучена на парламентских слушаниях в Совете Федерации РФ в конце прошлого года. Сегодня в целом эта идея поддержана, но практических шагов по ее реализации пока не предпринимается. Тем не менее, в научном сообществе все больше зреет осознание необходимости продвижения этой идеи, превращения ее в нормальный рабочий инструмент.

Более того, в Совете Федерации сегодня также на базе нашего Института подготовлена Концепция Федерального закона Российской Федерации «О национальной политике развития конкурентоспособной экономики Российской Федерации».

Конечно, эта позиция встречает сопротивление. Хотя почему «КОНЕЧНО»? Мы уже привыкли, что в нашей стране трезвые и полезные идеи игнорируются, задвигаются на задний план или извращаются. Поэтому мы имеем сегодня в нашей деградирующей стране 33 миллиардеров, совокупное состояние которых составляет 172 млрд. долл. и почти равно размеру золотовалютных резервов всей страны, составляющих более 200 млрд. долл. и ещё имеем 60 млрд. долл. Стабилизационного фонда, и 25-процентный профицит госбюджета. Страна захлёбывается в деньгах, и одновременно в ней нет денег для интенсивного развития.

В любом случае тема национальной конкурентоспособности останется приоритетной, стержневой в наших исследованиях. И мы будем стараться всемерно продвигать эту тему в практику государственной политики.

В целом по данной теме ведутся постоянные исследования и подготовлен ряд работ:

  • разработан комплекс общеметодологических подходов для подготовки Концепции национально-государственной стратегии конкурентоспособности (см. «Проблемы развития» №1-2, 1998 г.);
  • в рамках работы Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы России в июне 2000 г. Институтом проведена общероссийская дискуссия по проблеме социально-экономического развития России, где тема конкурентоспособности была одной из основных (см. «Российский экономический журнал» №7, 2000 г.);
  • совместно с ИМЭМО РАН подготовлена работа «Конкурентоспособность России в 90-е годы. Межстрановой макроэкономический анализ» (2000 г.).
  • в 2001-2002 гг. Институт выполнил научное исследование по гранту РГНФ по теме «Проблемы анализа и оценки конкурентоспособности национальной экономики».
  • в 2005 г. по заказу Совета Федерации Федерального Собрания РФ НИР подготовил комплексную работу Концепцию и техническое задание на разработку Федерального закона Российской Федерации «О национальной политике развития конкурентоспособной экономики Российской Федерации»


 

2. По второй комплексной проблеме «Национальная безопасность России», которая тесно примыкает к первой подготовлено:

  • по поручению Министерства Обороны России и Инновационного банка кредитования развития производства и поставок продукции оборонной промышленности подготовлен доклад «Оборонно-промышленный комплекс России: проблемы реформирования» (см. «Российский экономический журнал» №4 2001 г.);
  • в рамках подготовки к Московскому Форуму «Высокие технологии оборонного комплекса на службу человеку» (Москва, 2001 г.) был подготовлен доклад «Конкурентоспособность российской экономики: выбор стратегии».
  • в 2002 гг. Институт по заказу Совета Безопасности России выполнил научно-исследовательскую работу по теме «Проблемы глобализации и их влияние на экономическую безопасность России».
  • в 2004-2006 гг. Институт выполняет научное исследование по гранту РГНФ по теме «Изменяющаяся Россия в глобальном контексте (влияние глобализации на экономическую безопасность России)»

Работа по данной теме продолжается.

3-я комплексная проблема «Политика цен и ценообразования в России» является наиболее драматичной.

По данной теме, кроме научных докладов, в частности, по государственным контрактам с МЭРТ России разработан ряд общеметодологических материалов:

  • доклад «Разработка концепции государственной ценовой политики Российской Федерации на период до 2005 г. и методическое обеспечение государственного регулирования цен» (1998 г.);
  • доклад «Методология прогноза цен (тарифов) на продукцию (услуги) в ТЭК (включая естественные монополии)». Анализ сложившихся тенденций и факторов динамики цен и тарифов на продукцию и услуги ТЭК. разработка подходов к построению прогнозов цен и тарифов на продукцию и услуги ТЭК. Оценка перспектив динамики цен на продукцию естественных монополий (1998 г.);
  • в рамках Комплексной программы по обеспечению конкурентной среды на российских товарных рынках. (Этап 1.) подготовлен доклад на тему «Разработка концепции регулирования цен для оздоровления конкурентной среды» (по гранту Российского фонда правовых реформ, 2000 г.);
  • В развитие этой темы в рамках обеспечения законодательной инициативы законотворческих органов страны Институтом в настоящее время (в 2000 - 2001 гг.) была осуществлена разработка 3-х проектов Федеральных законов России:
  • «Об основах ценообразования и организации контроля за ценами» (по линии Государственной Думы России) и
  • «Об основах государственной политики в сфере ценообразования на топливо и энергию и организации контроля за ценами и тарифами на топливо и энергию» (по линии Совета Федерации Федерального Собрания России) (2001-2002 гг.)
  • Институт участвовал в разработке законопроекта по ценам, который готовился в рамках Федеральной комиссии по тарифам.

Несмотря на сложности в продвижении работа по данной теме продолжается.

4. Очень важным направлением работы Института является разработка такой комплексной проблема, как «Развитие государственной статистики России».

По данной теме Институт:

  • регулярно участвует в обсуждении методологических вопросов организации и методологическом обеспечении российской государственной статистики. Директор Института является членом редколлегий основных статистических изданий Росстата, как «Российский статистический ежегодник»; «Россия в цифрах»; «Регионы России» и др., сотрудники Института регулярно оказывают методическую помощь в Росстату в подготовке этих официальных изданий.
  • в 2000 г. по заказу Госкомстата России в рамках темы «Методы долгосрочного стратегического планирования» Институтом была подготовлена работа «Развитие системы государственной статистики» (STASYS) Бюро экономического анализа (Грант PHRD TF # 025359).
  • Подготовлен ряд публикаций по проблеме Статистическое сопровождение повышения конкурентоспособности российской экономики.(2004 - 2006 гг.)
  • Сейчас готовится к изданию заявленная в каталоге монография «Конкурентоспособность национальной экономики: проблемы статистического сопровождения. Поиск методологической адекватности»


 

5-е направлением работ является комплексная проблема «Национальное предпринимательство его традиционные формы и развитие как фактор повышения эффективности российской хозяйственной системы»,

в рамках этой темы институт осуществляет следующую работу:

  • подготовлена «Концепция развития ремесленного дела в России»;
  • в рамках Московского Дома Национальностей несколько лет проводились регулярные заседания «круглого стола» на тему «Предпринимательство национальных общин Москвы»;
  • в течение 2000-2005 гг. велась организационно-методологическая работа по реализации Концепции в рамках развития проекта Московского Дома Национальностей.
  • По данной тематике Институт сотрудничает с Комитетом по частному предпринимательству Торгово-промышленной палаты России.

Работа по данной теме продолжается.

6-е направление - Комплексная проблема «Экологические проблемы развития национальной экономики России», в рамках этой проблематики Институт в 2003-2005 гг. по заказу МЭРТ и Минприроды РФ осуществляется работа по теме: «Разработка концепции согласования оборонно-хозяйственной деятельности и мероприятий по утилизации вооружений и военной техники, по экологической реабилитации территорий и объектов, переходящих в гражданское пользование»

Междисциплинарный подход предполагает создание под эгидой Института временных научных коллективов, в которые по соответствующим рекомендациям привлекаются ведущие ученые и специалисты из других научно-исследовательских центров, а также из заинтересованных ведомств, государственных, частных и общественных организаций.

Кроме того, Институт регулярно организует и проводит «круглые столы», семинары и конференции, а также принимает в организуемых другими научными центрами подобных мероприятиях на актуальные темы социально-экономического и политического развития России.

В числе наиболее крупных организованных и проведенных Институтом подобных научных мероприятий можно назвать международный научный Форум «Общество на рубеже тысячелетий: социальная, культурная и религиозная парадигмы», посвященный встрече III-его тысячелетия Христианской эры и 275-летия Российской Академии Наук (совместно с Аппаратом Совета Федерации, Отделением экономики, Отделением философии и права РАН, Московской Патриархией, Московской Духовной Академией и Министерством Культуры России, Москва, 1999 г.).

Институт является соучредителем и выпускает (преимущественно на собственной авторской базе) научный общественно-политический журнал «Проблемы развития», имеет широкие связи с государственными, научными, общественными и частными организациями в России и за ее пределами.

В истекшем периоде Институтом заключены долгосрочные соглашения и осуществлялось сотрудничество с рядом государственных учреждений, научных центров и общественных ассоциаций. Среди них: Аппарат совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; Комитеты по экономической политике и предпринимательству Госдумы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; Росстат; Федеральная пограничная служба Российской Федерации; Ассоциация финансово-промышленных групп Российской Федерации; Палата ремесел г. Москвы; Центр Экономической Конъюнктуры, Российской Академия госслужбы при Президенте РФ.

Среди наиболее интересных и отражающих направления деятельности Института публикаций, кроме названных выше, за 1996-2006 гг. можно назвать следующие:

1.Гельвановский М.И., Жуковская В.М., Трофимова И.Н., Чертко Н.Т.

Конкурентоспособность России в 90-е годы. Межстрановой макроэкономический анализ, М. Изд-во ИМЭМО РАН, 2000;

2. Михайлов Я.В.

Управление: проблемы методологии, М. Изд-во «Велея» 2001;

3. Гельвановский М.И., Жуковская В.М., Трофимова И.Н., Чертко Н.Т.

Национальная конкурентоспособность: понятие, факторы, показатели «Вопросы статистики», 2000. №3;

4. Махнач В.Л.

Фундаментальные категории (о национальном самосознании народа) («Проблемы развития» 2001 г., №1-2);

5. Гельвановский М.И. и др.

Конкурентоспособность российской экономики:

выбор стратегии Материалы конференции Второго международного форума «Высокие технологии оборонного комплекса»,АО»ЭКОС», М.., 2000, с.53-56

6. Гельвановский М.И., Жуковская В.М., Трофимова И.Н.Чертко Н.Т.

О методах межстрановых сопоставлений показателей конкурентоспособности, «Вопросы статистики», 2001. №3;

7. Гельвановский М.И., Рассадин В.Н.

«Оборонно-промышленный комплекс России: проблемы реформирования», «Российский экономический журнал» 2001, №4;

8. Гельвановский М.И.

Неоэкономика и стратегия развития российской хозяйственной ситемы Экономическая теория на пороге XXI века - 5: Неоэкономика/ М.: Юристъ, 2001.

9. Гельвановский М.И.

О системе мер по выводу ОПК из кризиса Актуальные проблемы реформирования оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России Центр исследования промышленной политики ИМЭПИ РАН Эпикон, М. 2002

10. В.Л. Малышев.

Возможность правильного использования инвестиций

в российской экономике «Проблемы развития» 2002, №1-3.

11. Гельвановский М.И. и др.

Цены и конкурентоспособность Ценовая политика и государственное регулирование цен в Российской Федерации Изд-во «Московские учебники» 2003 г.

12. М.И. Гельвановский, К.Л.Рожков, Н.И.Скрябина

Сценарии и стратегии России в глобальной экономике «Вестник РГНФ» №1 2004 г.

13. Гельвановский М.И.

ВТО: концептуальная конкурентоспособность России как основной инструмент решения стратегических задач

Статья в журнале «Вопросы экономики переходного периода» 2006, №1

14. Гельвановский М.И.

Конкурентоспособность, открытость и безопасность российской экономики

Раздел в учебнике Экономическая безопасность Общий курс/учебник под общей ред.. В.К.Сенчагова, М. «Дело» 2005 - 896 с.

15. Гельвановский М.И.

Экономическая безопасность и конвертируемость национальной валюты

Раздел в учебнике Экономическая безопасность Общий курс/учебник под общей ред.. В.К.Сенчагова, М. «Дело» 2005 - 896 с.

16. Гельвановский М.И., Быкова О.А.

Финансовая глобализация: угрозы конкурентоспособности национальной экономики

Статья в сборнике научных работ «Повышение конкурентоспособности российской экономики и проблемы ценовой политики государства и корпораций», Институт экономики РАН, М, 2005. (соавт.)

17. Гельвановский М.И.

Цены и конкурентоспособность национальной экономики: специфика методологии анализа.

Статья в сборнике научных работ «Повышение конкурентоспособности российской экономики и проблемы ценовой политики государства и корпораций», Институт экономики РАН, М, 2005. (соавт.)

18. Гельвановский М.И., Быкова О.А.

Финансовая глобализация: истоки, противоречия, угрозы

Статья в журнале «Вопросы экономики переходного периода» 2005, №11

19. Гельвановский М.И., Носинов М.У.

Конкурентоспособность национальной экономики: от концепции к закону

Статья в журнале «Вопросы экономики переходного периода» 2005, №10

20. Гельвановский М.И.

Конкурентоспособность национальной экономики и глобализация: что нас ждет в XXI веке?

Статья в журнале «Вопросы экономики переходного периода» 2005, №7

21. Гельвановский М.И.

Конкурентоспособность национальной экономики, философия хозяйства и реформа образования

Статья в журнале «Ректор ВУЗа» 2005, №4

22. Гельвановский М.И.

Национальные проекты и конкурентоспособность российской экономики

Статья в журнале «Вопросы экономики переходного периода» 2006, №2

23. Гельвановский М.И.

российская экономика: повышение конкуренто-способности

и национальное ценообразование

Россия в глобализирущемся мире: стратегия конкурентоспособности /отв. ред. ак. Д.С.Львов, д.э.н. Д.Е.Сорокин - М.:Наука, 2005. - 508 с. (Экономическая наука и современной России).

Нужно отметить, что работа Института проходила в крайне сложной организационно-финансовой ситуации: Институт трижды менял место расположения (проблема с размещением пока до конца не решена), он постоянно испытывает нехватку средств для финансирования работ, требующих регулярных исследований. Тем не менее, мы надеемся, что эти трудности, которые впрочем, испытывает и вся российская наука будут успешно преодолены и мы сможем еще принести немало пользы российской науке и стране в целом.

Доктор экономических наук, академик РАЕН М.И.Гельвановский представил этот отчет на Собрании учредителей Института 27 июня 2006г.


Rambler's Top100
Яндекс цитирования

© ФОНД "ИДЕОЛОГИЯ"
НП "ПРЕТЕНДЕНТ.РУ"

ПРЕТЕНДЕНТ.RU
СОЗИДАНИЕ ЭЛИТЫ - СОЗИДАНИЕ СТРАНЫ
ПОБЕДА В УЧАСТИИ!